Оплачивать проезд в подмосковных автобусах с помощью мобильного приложения можно будет с 1 июля
| | Оплачивать проезд в подмосковных автобусах с помощью мобильного приложения можно будет с 1 июля
Возможность оплаты проезда в автобусах Подмосковья с помощью мобильного приложения появится с 1 июля. Об этом, а также о сроках создания системы бесконтактной оплаты проезда и развитии бесплатной сети Wi-Fi в общественном транспорте Московской области в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Владимиру Хейфецу рассказал министр государственного управления, информационных технологий и связи региона Максут Шадаев.
Владимир Хейфец (В.Х.): Расскажите о работе единой подмосковной транспортной карты «Стрелка». Зафиксированы ли какие-то недочеты, которые необходимо доработать, были ли жалобы, что планируется усовершенствовать?
Максут Шадаев (М.Ш.): У нас есть поэтапный план-график, и система находится в опытной эксплуатации. Конечно, когда система создается в такие сжатые сроки, могут возникать технологические проблемы. Карты у нас очень хорошо распространяются, динамика позитивная. Это означает, что услуга востребована. С 1 июля мы должны запустить мобильный билет в автобусах. То есть мы говорим, что проездной билет можно будет купить с мобильного приложения, вообще не имея карты. С августа мы будем считывать банковские карты. Это наш план-график, и мы считаем, что все идет успешно.
В.Х.: Планируется ли использовать мобильный билет с июля 2015 г. в каком-то пилотном режиме или уже на всех маршрутах?
М.Ш.: Система заработает в пилотном режиме, но сразу по всей области. Соответственно, в промышленную эксплуатацию, я думаю, войдет с сентября.
В.Х.: Каким образом пассажиры будут пользоваться билетами, купленными через мобильное приложение?
М.Ш.: Очень просто. Заходишь в телефон, в специальное приложение - наверное, это будет встроено в наше текущее приложение «Стрелка». Там, где есть возможность купить билет, выбираешь маршрут, остановку. Если это в пределах одного населенного пункта, у нас один тариф действует, если это более сложный маршрут – пригородный или между разными муниципальными образованиями, то там предусмотрена зональная тарификация. И у тебя формируется QR-Код. Если зашел контролер, ты ему показал сформированный QR-Код, он его прочитал.
В.Х.: Как будет осуществляться оплата проезда в автобусах Подмосковья банковскими картами?
М.Ш.: Предполагается, что эта карточка бесконтактная, с которой списываются деньги при поднесении к валидатору. Вы заходите в автобус, подносите карточку к валидатору, и транзакция происходит.
Сейчас обсуждаем юридический нюанс - нужно ли нам печатать чек. Если, к примеру, он не печатается, то когда в автобус проходит контролер, его ридер автоматически подключается к бортовому компьютеру, который фиксирует все транзакции. После этого контролер подходит к Вам, вы даете ему карту, и он проверяет, была ли транзакция.
В.Х.: Это тоже с августа 2015 г. на всех маршрутах планируется сделать?
М.Ш.: Да.
В.Х.: Сейчас в московском метро доступен бесплатный Wi-Fi. Планируется ли в общественном транспорте Подмосковья как-то эту систему тоже развивать?
М.Ш.: Понятно, что есть естественные ограничения, связанные с пропускной способностью мобильного интернета – фактически мы о нем говорим. Потому что если мы говорим про метро, то понятно, что там проложен кабель условный, и там Wi-Fi. Это все-таки технология фиксированная. Если мы говорим про автобусы, то понятно, что это все ограничено пропускными возможностями сетей мобильной связи.
Тем не менее, у нас есть программа, согласно которой наш перевозчик «Мострансавто» совместно с операторами связи в отдельных городах, где эти операторы связи развертывают LTE будет размещать роутеры. Потому что только LTE позволяет нам раздать интернет с нормальной скоростью внутри автобуса.
Но мы опять же не планируем на это расходовать бюджетные деньги или деньги «Мострансавто», мы пытаемся сейчас договориться с операторами связи.
Х.В.: На каких условиях могут операторы связи принять участие в проекте по оснащению общественного транспорта Wi-Fi?
М.Ш.: Мы идем на содействие в административных процедурах по согласованию установки базовых станций на территории городов, в которых операторы хотят расширить покрытие LTE. Также предоставляем площадку для рекламы. А в обмен на это они нам ставят Wi-Fi роутеры на центральных остановках и в автобусах в этих городах.
В.Х.: С каких муниципалитетов планируется начать?
М.Ш.: Естественно, что мы говорим про крупные муниципалитеты – Одинцово, Реутов, Красногорск – они у нас в первую очередь идут. Мы смотрим, где уже есть нормальное покрытие и где операторам интересно с нами договориться, где мы можем им чем-то помочь, а в обмен на это они нам оказывают такую публично значимую бесплатную услугу.
Понятно, что у нас, в отличие от Москвы, ситуация сложнее. Потому что если у меня есть телефон с LTE, то в принципе не очень понятно, зачем Wi-Fi в автобусе. Если у меня нет LTE, то даже если мы будем раздавать 3G в автобусе через роутер, это не та история. В любом случае мы понимаем, что у нас часть телефонов не оснащена LTE – все-таки ей оснащены последние поколения телефонов.
И потом метро – это огромный пассажиропоток. У нас все-таки наземный общественный транспорт, и такой концентрации пассажиров в определенной точке нет. Поэтому для операторов это скорее имиджевые проекты, но я думаю, что в конце лета первые города с Wi-Fi в автобусах у нас появятся.
В.Х.: В каких районах и городах Подмосковья планируется планируется запустить автобусы с Wi-Fi?
М.Ш.: Во всех городах, где есть LTE, мы эту дискуссию ведем. Но все равно у нас LTE развито в городах, где концентрация пользователей побольше. В районы с сельскими поселениями LTE придет еще не скоро. Вообще у нас выборка 30-40 городов – та выборка, с которой мы работаем сейчас. Мытищи, Люберцы - там, где есть LTE, мы пытаемся договориться, или там, куда планируют операторы прийти. При этом все новые автобусы у нас будут закупаться с роутерами. Это очень важно, мы прямо в требованиях по закупке новых автобусов для ГУП «Мострансавто» предусматриваем, что они закупаются уже с роутерами.
В.Х.: Планируется ли объявить конкурс для того, чтобы инвестор за свой счет оснащал автобусы и остановки роутерами?
М.Ш. Нет, конкурс нужен, когда задействованы бюджетные деньги или когда есть какая-то конкуренция. Здесь бюджетных денег нет, мы опять ни за что не платим, а просто пытаемся договориться с оператором связи. Поэтому здесь речь идет о соглашениях, которые будут регулировать, что оператор такой-то компании предоставляет определенную услугу безвозмездно.
В.Х.: И в конце лета первый Wi-Fi уже можно будет использовать?
М.Ш.: Да, думаю, в августе-сентябре. Планируем к концу лета реализовать это в десяти подмосковных городах. Скорее всего, в городах, где есть LTE, мы закроем полностью, если же LTE какую-то часть города не покрывает, там эта услуга будет либо недоступна, либо будет работать на 3G, но, соответственно, с худшим качеством.
В.Х.: Известно, что в Московской области планируется создать альтернативу сервису «Яндекс.Такси». Как продвигается работа в этом направлении?
М.Ш.: Мы сейчас прорабатываем эту историю. Мы предполагаем, что в области заработает аналог. «Яндекс.Такси» предполагает, что любой таксомоторный парк, компания, которая имеет разрешение на соответствующие перевозки, может подсоединиться к системе. Все те люди, которые пользуются этим приложением, могут заказать такси. «Яндекс.Такси» просто берет комиссию с тех парков, заказ в которые приходит через его приложение. У нас в области это не сильно развито, потому что комиссия, которую берет «Яндекс.Такси», достаточно большая для подмосковных такси. Мы планируем сделать вместе с инвестором аналог, который будет значительно доступнее для наших подмосковных таксопарков.
В.Х.: То есть областное правительство закажет создание такой системы?
М.Ш.: Нет, опять же все это будет происходить не за счет бюджетных средств. У нас сейчас есть несколько инвесторов, которые готовы полностью это профинансировать. С одним из них правительство области создаст совместную компанию. Инвестор вложит деньги, а мы обеспечим содействие в бюрократической части и задействуем свои возможности по социальной рекламе. Кроме того, присутствие правительства области в соучредителях такой компании повысит доверие к этому сервису.
При этом, в отличие от «Яндекс.Такси», мы планируем создать call-центр. В итоге, когда вы звоните в агрегатор, который со многими таксопарками подписал соглашение, то у вас есть полная выборка. Человек получает возможность выбрать либо более быструю подачу машины, либо наименьший тариф.
В.Х.: И в какие сроки планируется создать всю эту систему?
М.Ш.: До конца лета мы определимся в принципе со сроками запуска. Мы с двумя потенциальными инвесторами на эту тему сейчас взаимодействуем.
В.Х.: Таким образом, вы планируете, что в 2016 г. сервис уже заработает?
М.Ш.: Очень сложно прогнозировать, так как мы делаем это, не используя бюджетные средства. Но если мы договариваемся, и у нас вся организационная часть в этом году проходит, то со следующего года мы начинаем работать.
В.Х.: Какие высокотехнологичные проекты в области транспортной безопасности развиваются в Подмосковье сейчас?
М.Ш.: У нас, во-первых, сейчас готов достаточно большой проект по развитию системы фото-, видеофиксации нарушений. Мы планируем установку порядка 1 тыс. стационарных камер, но инновационным является то, что дополнительно к ним мы предусматриваем 150 мобильных комплексов – то есть автомобилей с камерами.
Здесь у нас сложная модель, мы создаем концессию – это специальная форма ГЧП. Условно, инвестор приходит, создает систему, ставит стационарные камеры, закупает эти машины, сам их эксплуатирует и получает долю от собранных штрафов.
В.Х.: Как будут работать мобильные комплексы?
М.Ш.: Для того, чтобы фиксировать штраф, они должны стоять на обочине и смотреть на дорогу. Такие автомобили будут специальным образом окрашены. Смысл в том, что к стационарным камерам люди привыкают, и ряд современных приложений позволяют их отследить. А мобильные комплексы будут более эффективны, потому что они могут менять свое местоположение.
В.Х.: Когда планируется найти инвестора для монтажа стационарных и мобильных комплексов?
М.Ш.: Сейчас полностью готов проект, принято соответствующее постановление правительства. Я думаю, что конкурс на выбор инвестора будет объявлен в самое ближайшее время.
В.Х.: Для фиксации каких нарушений подходят эти камеры?
М.Ш.: Всех нарушений, которые способна зафиксировать камера: проезд на красный свет, выезд на обочину, нарушение скоростного режима. Камеры будут действовать на федеральных, региональных и муниципальных дорогах. Однако нарушения правил парковки они фиксировать не будут.
В.Х.: Какую часть штрафа будет получать инвестор?
М.Ш.: Это будет точно меньше половины, и это будет главный критерий выбора инвестора – кто предложит меньше, тот и станет исполнителем.
В.Х.: Власти Подмосковья планировали начать совместный с ГИБДД проект по фиксации в потоке машин автомобилей должников. Запущен ли уже этот проект?
М.Ш.: Мы начали пилотный проект, связанный с фиксацией штрафов. Мы поставили несколько терминалов, и они выявляют в потоке должников по штрафам. Сейчас мы смотрим эффективность этого вместе с ГИБДД, и результаты пилотного проекта подведем к концу лета.
В.Х.: Есть ли еще какие-то планы по оснащению гаджетами экстренных служб?
М.Ш.: У нас есть проект, который касается службы «03». До конца лета мы должны в режиме опытной эксплуатации развернуть единую систему управления машинами «скорой помощи», которая предполагает, что карточка вызова с информацией о месте вызова и симптомами больного будет передаваться со станции «скорой помощи» в машину «скорой». Вся технология находится в стадии разработки, поэтому надеемся, что до конца года сможем полностью это внедрить.
В.Х.: Планшетами оснастят все бригады «скорой помощи» в Подмосковье?
М.Ш.: Да, на всех машинах «скорой помощи». То есть у нас не только будет формироваться единая база всех вызовов и результат их отработки, но еще и вся коммуникация с машинами осуществляться в электронном виде. Условно, диспетчер на станции «скорой помощи» принял звонок, сформировал карточку с информацией о вызове, назначил машину и после этого направил карточку на планшет бригады. Когда бригада приезжает на место и оказывает помощь, сама карточка наполовину автоматически будет формироваться на планшете и отправляться в базу для закрытия вызова. Ведь сейчас врачи вынуждены заполнять большие карточки от руки.
В данный момент апробация программного продукта идет на двух станциях – в Химках и Звенигороде. Но планшетами планируем оснастить все машины «скорой» до конца года.
В.Х.: Когда в регионе должна появиться новая информационно-аналитическая система ЖКХ?
М.Ш.: В апреле мы приняли постановления правительства Московской области о целесообразности заключения инвестиционного договора, и до конца июня мы планируем объявить конкурс. Ввод системы в опытную эксплуатацию планируется в январе 2016 г., а в августе 2016 г. система должна заработать в полном объеме.
В.Х.: Какие возможности она предоставит жителям?
М.Ш.: Граждане на отдельном портале смогут увидеть сформированную платежку, все свои коммунальные расходы, и главное - не только итоговую цифру, но и как она сформировалась. Кликнуть на нее и понять, какой тариф, на что умножен, за какой период. Также можно будет там же и оплатить все коммунальные услуги.
В.Х.: В этой системе смогут работать все управляющие компании?
М.Ш.: Конечно, управляющие компании там смогут проводить электронное голосование по всем вопросам в многоквартирном доме. Соответственно, жителям не нужно будет приходить в рабочее время на собрания – они смогут проголосовать в интернете.
В.Х.: Ранее стало известно, что в области планируется ввести электронный формат покупки билетов в музеи и на культурные мероприятия. Скажите, сейчас какие-то музеи переведены на такой формат, как идет работа?
М.Ш.: Сейчас мы сделали портал afisha.mosreg.ru – это единый портал по всем культурным событиям, достопримечательностям, туристическим маршрутам и так далее. Мы подготовили проект инвестиционного конкурса и предполагаем дальнейшее сопровождение и развитие этого портала в том числе и внедрение технологии электронного билета. Но это следует увязать с выбором инвестора, который будет это все развивать и получит право продажи электронных билетов.
Для нас это как выглядит – либо мы сейчас должны что-то разработать для себя, потратив какие-то бюджетные средства, либо мы фактически должны с определенными обременениями право продажи электронных билетов передать организации, у которой уже есть необходимые технологии и которая зарабатывает на этом деньги. Мы пошли по второму пути, нам он кажется наиболее правильным, тем более мы знаем, что все крупные интернет-компании – и «Яндекс», и «Рамблер» уже серьезно работают в сфере продажи электронных билетов.
Поэтому мы считаем более логичным договориться на конкурсной основе с одной из таких компаний о том, что они подключат наши музеи к своей системе онлайн-продаж, но при этом возьмут на себя расходы, связанные с дальнейшим сопровождением нашего портала, его развития, модернизации и так далее. В этой ситуации мы экономим бюджетные деньги, подключаемся к одному из наиболее успешных сервисов, и все занимаются своим делом.
В.Х.: Конкурс уже объявлен по поиску такого инвестора?
М.Ш.: Мы его планируем объявить в середине июня. Сейчас все документы в стадии проработки, и в том числе мы общаемся со всеми потенциальными инвесторами на эту тему – круг я не буду раскрывать, но это крупные интернет-компании.
В.Х.: Что в итоге получает инвестор, а что – Московская область?
М.Ш.: Инвестор, во-первых, получит уже готовый информационный ресурс, который мы создавали самостоятельно. Он получает огромную сеть досуговых учреждений, которые наполняют информационный ресурс, потому что все наши муниципальные учреждения, государственные учреждения по определенному порядку обязаны предоставлять информацию для портала afisha.mosreg.ru о тех мероприятиях, которые проводят. Соответственно, на производство контента он деньги не тратит.
Он тратит свои средства на развитие портала, дополнительную функциональность. Мы сейчас обсуждали, что у нас нет раздела «Рестораны». Логично вводить рестораны, отели, дома отдыха. Кроме того, нам интересно дополнительно включить наш информационный ресурс в экосистему интернет-сервисов наших крупных интернет-компаний. Тогда проще будет получать аудиторию.
Область в итоге получает качественную платформу большой интернет-компании, на которую мы фактически «садимся», дешевый трафик, который нам ничего не стоит – люди ходят по нашим сервисам, встроенным в большие платформы, платформу продажи билетов, а инвестор получает доступ на рынок, экономит на производстве контента и получает возможность размещать на портале свою рекламу.
В.Х.: На сколько лет планируется заключить контракт?
М.Ш.: На 5-7 лет, не меньше.
В.Х.: Будет ли министерство брать курс на закупки отечественного телекоммуникационного оборудования для государственных и муниципальных нужд, давать соответствующие рекомендации?
М.Ш.: Во-первых, часть зарубежного оборудования не может быть поставлена сегодня в Россия, потому что попадает в различные санкционные списки. И мы вынуждены по отдельным позициям предусматривать различные процедуры согласования. И, конечно, это определенный импульс для развития отечественного оборудования. Но следует понимать, что не по всем позициям есть аналоги.
Система госзакупок построена таким образом, что мы не можем ограничить выбор производителя, так как это рассматривается как ограничения конкуренции. Если мы исходим из соотношения цена-качество, то отечественные аналоги с учетом курсовых колебаний дешевле – такую разъяснительную работу мы ведем.
А по «софту» ситуация проще. По «софту» мы ввели отдельную на уровне правительства процедуру – все, что касается приобретения зарубежного программного обеспечения, требует отдельной процедуры согласования с нашим министерством. Если какое-то ведомство хочет купить «софт», и в документации явно указываются соответствующие зарубежные программные продукты, то мы отдельно просим представить обоснования отсутствия аналогичных российских продуктов.
Однако, если есть система, которая уже базируется на каком-то зарубежном программном обеспечении, то понятно, что в рамках ее развития сложно перейти сразу на отечественное ПО.
В целом же рекомендация дана жесткая – либо отечественный «софт», либо программное обеспечение с исходным открытым кодом, которое доступно для использования без дополнительных лицензионных обременений. То есть это то программное обеспечение, исходные коды по которому доступны всему сообществу разработчиков, и разработчики дописывают отдельные куски, выкладывают новые версии.
Все новые разработки мы базируем на данных рекомендациях.
В.Х.: А для муниципалитетов были соответствующие рекомендации в части использования программного обеспечения?
М.Ш.: Муниципалитетам, когда они согласовывали свои бюджеты, мы эти рекомендации давали, но у них ситуация другая - так как у них денег значительно меньше, они во многих случаях просто не могут себе позволить покупку зарубежного ПО. И какие-то сервисы, системы большие, которые мы делаем на уровне региона, мы будем распространять и на уровень муниципальных образований. В итоге они становятся пользователями наших систем.
Источник - Агентства городских новостей «Москва»
| | Оплачивать проезд в подмосковных автобусах с помощью мобильного приложения можно будет с 1 июля